Контакты
Познавательные статьи
Больше статей
На восстановление данных поступил жесткий диск ST31000340AS. Диск определяется корректным паспортом, отдает правильный объем, есть доступ к UA (User Area - пользовательская область с данными), однако начиная с определенного сектора (~100gb) до самого конца диска идут сплошные нечитаемые сектора. Справа скриншот из запущенной утилиты PC3000, на котором видно, что диск определяется корректным паспортом и имеется доступ к SA (Service Area, служебная область):
Это распространенная проблема для этих дисков. Сперва отвлечемся и проведем короткий экскурс по теоретической части. У любого жесткого диска, только что сошедшего с производственного конвейера, имеются дефекты поверхности, которые при прохождении заводских тестов заносятся в P-List (заводской лист дефектов). В ходе эксплуатации диска появляются новые дефекты, с которыми борется специальная подсистема жесткого диска, обнаруживая и добавляя их в уже другой лист дефектов, G-List. P-List формируется на заводе и не изменяется никогда, G-List динамичен и заполняется по мере появления проблемных секторов. Транслятор формируется на основе вышеупомянутых листов, исключая занесенные в них дефекты из трансляции. Причем, G-List находится внутри самого модуля транслятора. У попавшего к нам диска G-List был пустым, что в совокупности с поведением диска явно указывало на логический сбой диска и, как следствие, "разъехавшийся" транслятор (на скриншоте ниже это продемонстрировано):
Всю работу мы выполняли на программно-аппаратном комплексе PC3000 Express Edition. Данный комплекс позволяет работать с внутренними подсистемами жесткого диска. Сперва мы полностью зарезервировали служебную область диска для возможности отката к исходному состоянию. После этого при помощи PC3000 Data Extractor создали посекторную копию читающегося участка на исправный диск:
По скриншоту видно, что всего диск содержит 1953525168 секторов (1 сектор = 512 байт), из которых 193254801 вычитан и 1760270367 не вычитан. Попытка прочитать любой сектор, следующий за последним вычитанным, приводит к ошибке.
По таблице разделов определили что диск разбит на 2 раздела (300gb и 700gb), причем на первом разделе - всего около 20gb данных, а клиенту требовалось восстановить данные со второго раздела. А для этого надо было найти решение проблемы с транслятором, чтобы появился доступ к этому участку. Большой участок от ~20gb до 100gb был заполнен заводским паттерном 00. Очевидно, что и нечитающийся участок от 100 от 300gb (начало второго раздела, с которого требовалось восстановить файлы) также был заполнен 00. Это существенно осложнило процесс восстановления транслятора, сделав использование стандартного механизма PC3000 Express бесполезным, т.к. натыкаясь на пустые участки он не может определить сектор нечитающийся или пустой. В данном случае потребовалось ручное восстановление транслятора. Процесс этот довольно сложный и требует очень хорошего понимания устройства внутренних подсистем жестких дисков Seagate. Наш инженер успешно справился с этой задачей, сформировав корректный транслятор, после чего появился доступ ко всей пользовательской области диска и при помощи Data Extractor-а было доделана посекторная копия. Все нужные клиенту данные были восстановлены в полном объеме.